Вот почему
призыв графа Ланжерона начать сбор
средств на сооружение памятника
бывшему одесскому градоначальнику
нашел отклик не только среди
купечества, высокопоставленных лиц или
окружения Новороссийского генерал-губернатора,
но и стал понятным простым людям, от
рабочих мукомольных заводов до
портовых грузчиков. Воистину, редкий и
удивительный для того времени
гражданский порыв. Получив
именное разрешение Александра I на
сооружение памятника, одесситы
обратились к одному из крупнейших
русских скульпторов Ивану Петровичу
Мартосу, автору памятника Минину и
Пожарскому в Москве. Широко
известно пояснение академика Мартоса к
эскизу памятника, данное в его письме в
Одессу в феврале 1824 г.: "Фигура
герцога Ришелье изображена в моменте
шествующем...". Трудно себе даже
представить нечто более удачное по
форме и содержанию, чем это решение,
настолько верно и точно отразившее не
только личность Арманда-Эммануила
Ришелье, но и дух города. Отлитая в
бронзе петербуржским мастером
литейных дел Ефимовым, статуя Ришелье и
три латунных барельефа,
символизирующих "Земледелие", "Торговлю"
и "Правосудие", прибыли в Одессу.
Наступило 22 апреля 1828 г. (по старому
стилю) - день открытия первого
одесского памятника. Накануне, с
субботы на воскресенье, лил дождь, и
устроители праздника волновались.
Однако воскресное утро принесло яркое
солнце и голубизну неба,
соответствовавших праздничному
настроению одесситов, которые
устремились к центру города. Согласно
обычаям того времени, была отслужена
торжественная литургия в
Преображенском соборе, а затем
процессия, возглавляемая генерал-губернатором
Новороссийского края М.С. Воронцовым,
направилась на бульвар. Вокруг
пьедестала памятника была сделана
специальная решетка, на углах которой
развевались четыре флага: русский,
английский, французский и австрийский -
как дань международного признания
деятельности Ришелье при
строительстве Одесского порта.
Напротив статуи, со стороны моря, был
выстроен батальон Уфимского пехотного
полка, с другой стороны разместились
воспитанники и профессора
Ришельевского лицея, нарядный вид
которых подчеркивал торжественность
момента. Естественно,
всех желающих находиться в
непосредственной близости к центру
событий вместить бульвар не смог,
поэтому людское море простиралось во
все видимые стороны этого живописного
места. Когда упал покров, скрывавший
статую, раздались пушечные залпы с
кораблей, стоявших в гавани,
салютовавших событию, ожидавшемуся
гражданами города несколько лет. Воспетый в
стихах и песнях, памятник Ришелье за
эти годы стал олицетворять собой нечто
большее, чем просто символ Одессы - он
стал ее талисманом.
|