27 мая 1794 года
императрицей Екатериной II был издан
рескрипт об основании города и порта в
Хаджибее. Началась подготовительная
работа. 22 августа (2
сентября) 1794 г., после молебна и
освящения строительных площадок и
прибрежной части порта, рабочие вбили
две сваи двух будущих молов - Большого и
Малого, положившие начало биографии
города. Строительством ведал
строительный комитет "Экспедиция по
строительству гавани и города".
Начальником будущей гавани был
назначен Иосиф Дерибас. И работа в
порту закипела: тысячи землекопов изо
дня в день шагали к морю. За первые два
года на песчаной территории
образовалась набережная
протяженностью 850 погонных саженей (сажень
- 2,13 м). К набережной пристроили две
пристани: Адмиральскую для военных
судов и Купеческую - для торговых.
Начали строительство Большого и Малого,
то есть Карантинного и Платоновского
мола. Строителем молов и пристани был
подрядчик и купец Автомонов. Смерть
Екатерины II и приход к царствованию
Павла I приостановили работы в порту. И
только посланные купцами от имени
своего магистрата в дар Павлу I три
тысячи оранжевых померанцев (греческие
апельсины) смягчили его, и он выделил 250
тысяч рублей на 14 лет. С 1800 по 1804 год
строится набережная в Купеческой
гавани, началось строительство
Военного мола, что образовало
Практическую гавань. Так в море
появилось три мола: Карантинный (420 м),
Платоновский (180 м), Военный (370 м). Кстати,
можно немного рассказать и об
уникальной технологии строительства
Карантинной гавани. Порт долгое
время был не обустроен: например, хлеб с
подвод перегружался на специальные
лодки по 200-300 четвертей каждая, а уже на
лодках подвозился к судну, стоящему в
Карантинной гавани. С лодок хлеб
корзинами подавался на борт. Привезенное на
иностранных кораблях масло в бочонках
и вино выгружались упрощенным порядком,
то есть бочонки попросту сбрасывали в
море, обвязывали канатом и буксировали
к берегу. По мере
развития нового порта его сооружения
перестраивались. Порт и его
гидротехнические объекты развивались
так: Карантинный мол строился с 1795 по 1880
год, Платоновский - с 1795 по 1877 гг.,
Военный - с 1800 по 1877 год, Андросовский - с
1842 по 1848, Потаповский - с 1848 по 1856, Новый -
с 1866 по 1877 год, Рейдовый (продолжение
Карантинного) мол - с 1870 по 1876 год,
волнолом, или брекватор (с английского -
"ломающий воду"), - с 1866 по 1882 год. В 1865 году город
был связан первой железной дорогой с
югом Украины, а в 1866 году карантинная
железнодорожная ветка соединила порт с
транспортной сетью Украины. В 1895 году
завершили строительство нефтемола (1140м). В честь
инженера-полковника Ф. Деволана,
первого планировщика порта и города,
одна улица в порту, за Карантинной
гаванью, была названа Деволановой.
|